nlothik: (default)
[personal profile] nlothik

Вот есть люди, которые считают образование чуть ли не панацеей от всех бед, включая социальные. Мало денег? Получи образование — и будет больше. На выборах побеждают придурки? Образованные люди за придурков голосовать не станут. Люди покупают всякую ерунду и верят в любую чепуху? Ну уж образованные-то точно нет.

Особенно часто такую уверенность выражают люди, сами занятые в сфере образования. Многие мои американские профессора тоже так считали. Мол, множество социальных бед — например, расизм — происходят от недостатка образования. Дорогие мои, если вы дадите образование расисту, на выходе получите просто образованного расиста — и всё. Это как давать пьяному кофе: получите бодрого пьяницу, а вовсе не трезвого человека.

Любой тезис в духе «образованный человек не станет…» у меня доверия не вызывает. Чего именно не станет делать образованный человек? В Союзе, между прочим, неграмотных почти не было. И что же? Не станет ставить перед телевизором банки с водой и крЭмы, чтобы заряжать их от Чумака? Ещё как станет. Не станет выбирать на выборах всяческих придурков, если выбор вообще есть? Да запросто.

Не надо путать ум и образование. Это не одно и то же. Образованных дураков — навалом. Необразованных дураков, конечно, больше, чем образованных, но из этого следует только то, что умные люди чаще получают образование. А вовсе не то, что образование автоматически делает умных из дураков.

Где образование действительно может помочь — так это в развитии критического мышления. Но вот тут у меня вопрос: а где именно ему всерьёз учат? У меня, например, степень магистра, а не просто школьный диплом, и я не могу сказать, что меня когда-либо системно учили критически мыслить. Скорее предполагалось, что это как-нибудь… образуется само.

И, возможно, в этом есть своя логика. Потому что с критическим мышлением та же проблема, что и с умением читать: научив человека читать, вы теряете контроль над тем, что именно он будет читать. Научив его мыслить критически, вы теряете контроль над тем, о чём именно он начнёт задавать вопросы.

А вдруг он начнёт спрашивать: что на самом деле означает лозунг «наша цель — коммунизм»? Или почему в США мы платим за медицину больше всех (как суммарно, так и в пересчёте на рыло), а получаем далеко не лучшую систему? А почему в России, при любых декларируемых формах управления, раз за разом получается крипто-самодержавие?

Ну, и так далее. Если такие вопросы начнут задавать все, у некоторых уважаемых людей могут начаться неприятности. А этого, конечно, никому не хочется.

Я ни в коем случае не против образования. Нормальные деньги у меня получилось зарабатывать только после получения степени бакалавра в альме по матери (go Blazers!) Но переоценивать образование — и уж тем более считать его лекарством от всех болезней — всё-таки не надо.

Permalink to this post

Date: 2026-03-23 05:04 pm (UTC)
paserbyp: (Default)
From: [personal profile] paserbyp
«То, что необходимо далее сделать, – это изменить наше воспитание. Сегодня мы страдаем от чрезмерного образования. Ценят лишь знания, но чрезмерные умники – враги действия. То, что нам необходимо, – это инстинкт и воля». (Из речи Адольфа Гитлера 27 апреля 1923 г.)

Date: 2026-03-23 05:48 pm (UTC)
yankel: (Default)
From: [personal profile] yankel
Амен!
Особенно наблюдая за стремительной инфляцией высшего образования. Скоро степень будут требовать для мойки посуды

Date: 2026-03-24 12:01 am (UTC)
From: [personal profile] retro0204
По моему скромному мнению,образование потеряло ценность в плане выживания человечества в целом.
К слову,высшего образования у меня нет:) Но зарабатывать реально большие деньги в начале 90-х получилось из двух классов только у меня.Как и уехать за границу и не пропасть,а подняться.У жены же, золотая медаль в школе,красный диплом в мединституте и лицензии врача в Канаде и Штатах:)

Date: 2026-03-24 04:22 am (UTC)
aumakua: (Default)
From: [personal profile] aumakua
>если вы дадите образование расисту, на выходе получите просто образованного расиста — и всё.
А обосновать? На входе в систему образования в среднем-то ребёнок обыкновенный, если у него и есть представления о расизме, так это глупости, нахватанные от родителей. И вот лично по моей практике -- к нам на факультет ребята всякие приходили, и исходно довольно неприятные, но на выходе абсолютное большинство просто обычные культурные человеки, какая бы база до этого ни была. Это должна быть очень странная система образования, чтобы проигнорировать идеи про расизм у обучаемого.

Про "лучшее в мире советское образование" я тоже примерно в том ключе ругаюсь.

>это как-нибудь… образуется само
А только так. Тот самый сержантский метод -- давать сотни задач. И держать обратную связь.
А чё, неужели кому-то кажется, что критическое мышление можно развить как-то иначе, без огромного опыта собственно критики?
Многие навыки развиваются именно так, косвенными путями.

>Если такие вопросы начнут задавать все
Ох уж этот вечный квантор. Начнут -- и планета взорвётся, что ли? Этот вот момент неприятненько попахивает.

Date: 2026-03-24 05:10 am (UTC)
aumakua: (Default)
From: [personal profile] aumakua
И это, альтернативы-то какие? Если не образование, то что?
Лекарство от всех болезней -- ну так никто в здравом уме образование таковым не считает. Но вот роль образования в общественной жизни недооценивать тоже неполезно.

Я вот считаю, что системы образования в мире пц пока несовершенны, но заслуживают усилий по их совершенствованию. Инфляция высшего образования, помянутая выше -- так это явление вечное, и в античности критика встречалась. И не только в условно европоцентричных культурах такое, в том же Китае как только системы подготовки чиновников ни склоняли. И в Индии высшие касты меж собой про что-то такое ругались только так.

Profile

nlothik: (Default)
Multithreaded Branching Logic Blog

March 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 67
8 9 1011121314
15 16171819 2021
22 23 2425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 24th, 2026 04:15 pm
Powered by Dreamwidth Studios